- Кржижановский
- - инженер-технолог. В начале 90-х годов - один из участников петербургской группы РСДРП (совместно с С. И. Радченко, А. Ванеевым, Старковым, Н. К. Крупской, Запорожцем, Якубовым, Невзоровым). После отбытия ссылки в 1895 г. вошел в 1901 г. в центральный орган "Искру". В 1903 г. был избран на II съезде РСДРП от фракции большинства членом ЦК. В 1905 г. был одним из руководителей железнодорожной забастовки в качестве председателя забастовочного комитета Юго-Западных железных дорог. После Октябрьской революции был председателем Государственного Комитета по электрификации (Гоэлро). В 1923 - 24 г.г. работал в качестве председателя Госплана. В настоящее время - заместитель председателя Госплана СССР. Член ЦК ВКП (б) и один из творцов программы электрификации.
В тексте имеется в виду его фельетон "Торф и кризис топлива", который появился в "Правде" 10 февраля 1920 г. Говоря о преимуществах торфа, тов. Кржижановский указывал, что "наши торфяные залежи почти в три раза мощнее наших лесов", что "по характеру залегания для промышленности всего центрального района и Петербурга торфяники расположены чрезвычайно удачно - это ультраместное топливо" и что, наконец, "по существу это топливо выше дровяного, а следовательно, в разряде местных топлив с технической точки зрения торф является наилучшим". Далее автор статьи указывает, что недостатки по добыче торфа могут быть устранены последними достижениями техники, и подчеркивает большую роль торфяной промышленности в деле обеспечения районных электрических станций местным топливом. В качестве практических мероприятий автор предлагает: 1) приступить к оборудованию и переоборудованию торфяных промыслов, 2) установить порядок топливной внеочередности в деле снабжения торфяников рабочей силой, продовольствием, инвентарем и деньгами и 3) разработать план ведения торфяного хозяйства. /Т. 15/
Исторический справочник русского марксиста. 1999.